ЗАВОДСКИЕ ИСПЫТАНИЯ И СДАЧА САМОЛЕТОВ ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ
Рассмотрим вопросы подготовки серийного самолета к летным испытаниям и проведения их.
Полеты, производимые на летно-испытательной станции (ЛИС), можно разделить на следующие виды:
1. Испытания опытных самолетов.
2. Испытания опытных агрегатов самолетов.
3. Сдаточные испытания.
4. Контрольные полеты.
5. Серийные испытания.
Летные испытания опытного самолета имеют целью выявить летнотактические характеристики данного типа самолета: максимальные и крейсерские скорости на различных высотах, скороподъемность, потолок, маневренность, продолжительность полета, радиус действия, качества обзора и обстрела, удобства работы экипажа в полете, освещенность кабины, удобства в размещении оборудования и т. п.
Помимо этого летные испытания проводят также для получения характеристик отдельных агрегатов, вновь устанавливаемых на самолете, например, подогрева всасываемого воздуха, агрегатов вооружения, отопления кабины, звукоизоляции, фотоустановки, радиоустановки и т. п.
Сдаточные испытания, или испытания серийной машины, должны определить летные качества самолета и выявить дефекты сборки и регулировки самолета и мотора, чтобы можно было их устранить на заводе.
Контрольные полеты производят обычно в том случае, если при сдаточном полете выявлен какой-либо дефект в летных качествах самолета или в работе винтомоторной группы. После устранения дефектов необходимо убедиться в воздухе, что они полностью устранены.
Серийные испытания ведут по расширенной программе и производят на одной машине из серии, чтобы получить летно-тактические характеристики серийной машины и сравнить их с характеристиками эталона или опытной машины.
Серийные испытания необходимы потому, что при серийном изготовлении самолетов при переходе от серии к серии конструкция
самолета претерпевает ряд изменений; особенно это заметно в пем вых сериях. Все эти изменения так или иначе отражаются на лети качествах самолета и должны быть учтены.
Для летных испытаний самолетов необходимо провести ряд под готовительных работ перед испытанием, а после испытания подгс вить самолет к отправке по воздуху или по железной дороге.
Подготовку самолета к испытаниям и к отправке производит аэр дромный цех, находящийся в ведении главного инженера завод
Осмотр самолета при передаче его в аэродромный цех, контрол работы аэродромного цеха, осмотр самолета перед полетом и пос полета, проведение летных испытаний, обслуживание метеорологи ческое, санитарное и противопожарное и предъявление самолета казчику производят обычно работники ЛИС.
ЛИС является контрольным органом завода.
Из цеха окончательной сборки самолет, принятый цеховым коні тролем этого цеха, передают механику аэродрома с сопроводительнь документами и одновременно уведомляют об этом ЛИС. Вместе самолетом на аэродром передают следующие документы:
1) формуляр самолета;
2) формуляры моторов;
3) формуляры винтов;
4) аттестаты на все приборы, установленные на самолете;
5) формуляры и аттестаты на все виды специального оборудо
б) дефектную ведомость бюро цехового контроля в цехе оконча — тельной сборки с отметками об устранении дефектов.
Перед полетом контролер устанавливает в самолете барограф. После полета летчик заполняет полетный лист, который вносит в формуляр самолета. Этот лист вместе с барограммой полета служит документом о проведении сдаточных испытаний. Летчик также заполняет полетный журнал, в котором регистрирует все летные. испытания самолетов и полученные результаты.
После полета контролер и механик осматривают самолет, и контролер составляет дефектную ведомость.
По устранении дефектов самолет вновь предъявляют контролеру ЛИС, отмечающему в ведомости устраненные дефекты. Если не требуется повторного испытания и не предстоит контрольного полета представителя заказчика, то начальник ЛИС дает разрешение передать самолет в эксплоатацию.
В табл. 78 приведен технологический процесс подготовки к испытанию легкого одномоторного биплана с мотором воздушного охлаждения.
После испытания самолета, при передаче его в экспедицию, аэродромный цех выполняет ряд работ, характер которых зависит от способа отправки самолета—по воздуху (летом) или в упаковке (в ящике).
В табл. 79 перечислены работы аэродромного цеха перед сдачей самолета в экспедицию для отправки самолета в упаковке, а в табл. 80 — для отправки по воздуху.
Подготовка самолета к испытанию
|
Фиг. 382. Подготовка самолета к испытанию. |
1 с_ б а ° S ^oi S |
№ перехода |
Выполняемая работа |
Специальность рабочего |
Разряд |
1 1 і |
4 |
Поставить свечи……………………………………… |
Механик |
6 |
18 |
|
5 |
Соединить проводники……………………………. |
Моторист |
4 |
5 |
|
6 |
Подложить колодки под колеса………………. |
/> |
4 |
0 |
|
7 |
Надеть хобот стартера на храповик |
||||
винта… ………………………………………………… |
>> |
4 |
1, |
||
8 |
Запустить мотор со скоростью 800—900 |
||||
об/мин. для поднятия температуры вхо- |
|||||
дящего масла до 45°……………………………….. |
Механик |
6 |
10 |
||
9 |
Дать мотору работать при 1550—1000 |
||||
об/мин., чтобы прогреть и проверить |
|||||
мотор…………………………………………………….. |
Механик |
6 |
15 |
||
10 |
Сбавить газ до 500—600 об/мин., чтобы |
||||
головки цилиндров охладились до 140° . |
>> |
6 |
6 |
||
11 |
Выключить мотор………………………………….. |
>> |
6 |
2 |
|
10 |
— |
Добавление горючего после |
|||
опробования мотора (см. опера- |
|||||
цию 2) |
Заливщик |
3 |
10 |
||
и |
— |
Протирка самолета |
— |
— |
40 |
1 |
Протереть все плоскости…………………………. |
Протирщик |
2 |
20 |
|
2 |
» все капоты………………………………….. . |
>> |
2 |
3, |
|
3 |
>> полотно фюзеляжа……………………….. |
>> |
2 |
3 |
|
4 |
>> хвостовое оперение………………………. |
2 |
4 |
||
5 |
•> обтекатели колес…………………………… |
2 |
0, |
||
б |
» ноги шасси……………………………………… |
А |
2 |
2, |
|
7 |
» винт………………………………………………. |
>> |
2 |
1, |
|
8 |
» козырек пилота……………………………… |
>> |
2 |
1 |
|
9 |
Смазать ленты. . ……………………………………. |
>> |
2 |
4 |
|
12 |
— |
Снятие капотов (фиг. 382, Д) |
— |
— |
10 |
1 |
Снять боковые капоты бензобака…. |
Моторист |
4 |
3, |
|
2 |
>у нижний капот бензобака……………………. |
/> |
4 |
4 |
|
3 |
» верхний капот бензобака……………………… |
>> |
4 |
4 |
|
4 |
* правый передний нижний зализ |
||||
крыла…………………………………………………….. |
>> |
4 |
3, |
||
5 |
Снять правый задний нижний зализ |
||||
крыла……………………………………………………. |
4 |
4 |
|||
6 |
Снять левый передний нижний зализ |
||||
крыла…………………………………………………… |
» |
4 |
6 |
||
7 |
Спять левый задний нижний зализ крыла. |
4 |
6 |
||
8 |
»> правый фюзеляжный капот…. |
4 |
з, |
||
9 |
>> левый фюзеляжный капот…. |
4 |
|||
10 |
» левый верхний фюзеляжный капот. |
>> |
4 |
А |
|
11 |
» правый верхний фюзеляжный капот. |
4 |
4 |
||
12 |
>> капот костыля………………………………….. |
>> |
1,5 |
ГС pi QJ о s .01 S £ Г? |
№ перехода |
———————————————— 7———— Выполняемая работа |
Специальность |
Разряд |
Г* я х ГС £ Я 5 . і г Д& С а |
8 |
— |
Снятие груза |
— |
15 |
|
1 |
Растегнуть ремни………………………………………. |
Моторист |
4 |
1.5 |
|
2 |
Убрать груз сзади сидения пилота. . . |
» |
4 |
3 |
|
3 |
Вытащить пулеметные ящики……………………. |
» |
4 |
1 |
|
4 |
Убрать груз из ящиков……………………………… |
» |
4 |
8,5 |
|
5 |
Поставить ящики на. место………………………… |
» |
4 |
1 |
|
9 |
— |
Сдать самолет диспетчеру |
Механик |
6 |
20 |
10 |
— |
Закрыть самолет чехлами |
Моторист |
— |
10 |
11 |
— |
Сдать самолет в экспедицию (фиг. 383, В) |
30 |
||
I |
Оформить документы……………………………….. |
Механик |
6 |
10 |
|
2 |
Перевезти самолет тягачом……………………….. |
» |
6 |
20 |
Таблица 80 |
Подготовка самолета к отправке по воздуху
|
В табл. 81 перечислены операции укрупненного технологического процесса серийного испытания самолета.
к я сс 3 а* ІІ а-1 |
f!